Как выбрать трость для саксофона и кларнета
Гитарное оборудование (9)
Гитары (21)
Духовые инструменты (3)
Звуковое оборудование (1)
Клавишные инструменты (12)
Студийное оборудование (6)
Ударные инструменты (3)
Всі статті (56)
Чтобы духовой инструмент звучал правильно, красиво и индивидуально, для него требуется подобрать определенные части, благодаря которым в нем и создается звук. Но если для большинства духовых требуется лишь выбрать только мундштук, то для саксофона и кларнета необходимо тщательно выбрать такой элемент, как «трость».
Трость является одной из главных частей саксофона или кларнета. Благодаря ее колебаниям под воздействием проходящего воздуха эти духовые инструменты «звучат», а от материала и конструкции (заточки) звук приобретает свою неповторимую индивидуальность и красоту. Строй инструмента напрямую зависит от ее состояния и качества.
Необходимо учитывать еще и тот факт, что, как правило, данный элемент изготавливается из растения, поэтому его приходится довольно часто менять, поэтому музыканту приходится всегда иметь под рукой определенный запас. В этой связи выбор трости для духовых инструментов является делом весьма ответственным, так как неправильный подход приведет не только к плохому звуку и проблемам при его извлечении, но еще и к бесполезным финансовым затратам.
При выборе трости следует всегда учитывать два очень важных фактора: она должна точно подходить к мундштуку вашего инструмента и соответствовать определенной жесткости вне зависимости от материала, из которого она изготовлена. Жесткость маркируется номерами: 1- самая маленькая, 5 – самая высокая. Очень редко встречаются трости, имеющие номер жесткости выше «5».
Жесткость трости – почему это очень важно?
Следует четко понимать принцип звукоизвлечения в духовых инструментах, чтобы разобраться с тем, какую трость для саксофона купить вам будет необходимо. Дело в том, что при прохождении воздуха через мундштук в духовой инструмент в нем (благодаря его конструкции) всегда будет возникать определенное воздушное давление. Воздух проходит через зазор между мундштуком и тростью, отгибая последнюю. Под действием окружающего давления воздуха создавшегося в инструменте и силы упругости самой трости она возвращается в исходное состояние, издавая в тандеме с мундштуком характерный для инструмента звук. Таким образом, использовать будет комфортно такую трость, которая будет соответствовать по жесткости давлению вашего, естественного воздушного напора. Тем, кто постоянно дует с сильным напором и чувствует в этом определенную потребность, нужна более жесткая трость, чем тем, у кого такой напор слабее. То есть, если вам комфортнее играть с более мягкой тростью – следует выбирать именно такую в нашем магазине "БитКом". В противном случае, будучи, например, начинающим музыкантом и выбрав данный элемент не той жесткости, вы можете вообще бросить данное занятие, так как оно не принесет вам никакого удовольствия.
Существует ошибочное мнение, что «чем выше жесткость трости, тем сильнее звук». Данный момент уже неоднократно опровергался знаменитыми музыкантами и специалистами по духовым инструментам. Подбирать трость необходимо таким образом, чтобы при свободном, расслабленном продувании без напряжения – звука не было, но если дуть с небольшим напором, то инструмент должен его издавать. Таким методом достигается идеальный баланс сопротивления воздушного потока в инструменте, который даст наилучший контроль при игре.
На практике довольно часто встречаются и другие случаи, когда используя ранее трости определенной фирмы, вы приобрели данное изделие от другого производителя. Но хорошо, когда музыкант уже имеет определенный опыт и ему сразу станет понятно, в чем дело. Но когда дело касается, например, ребенка, которому вы купили трости с тем же самым номером, но от другой фирмы – в этом случае вам может показаться, что он просто начал «капризничать» жалуясь на то, что стало «трудно играть», или вы можете и сами заметить, что напряжение при игре стало намного больше. В последнем случае причина очень проста. Дело в том, что из-за разницы в используемом материале, конструкции (заточки) и технологий изготовления жесткость тростей с одинаковыми номерами у разных производителей, как правило, не совпадает. Отсюда и возникают подобные проблемы. Для того, чтобы иметь возможность ориентироваться в относительной жесткости тростей, выпускаемых разными производителями можно воспользоваться специальной таблицей, полученной опытным путем. Следует правда иметь в виду, что это не абсолютно точное совпадение в жесткости, поэтому всегда следует «попробовать» трость, что называется «в деле», а уже потом принимать решение о закупке необходимого количества.
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для кларнета
Gonzales RC | 1.5 | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 | 4.75 | 5 | |||||
Gonzales FOF | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 | |||||||||
Vandoren Traditional | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | |||||||||||
Vandoren V.12 | 2.25 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 5+ | |||||||||||||
Vandoren 56 R Lepic | 2.5 | 3 | 3.5 | 3.5+ | 4 | 4.5 | 5 | |||||||||||||
La Voz | S | MS | M | MH | H | |||||||||||||||
Rico | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | ||||||||||||||
Rico Royal | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||||||||||
Rico Reserve | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | |||||||||||||||
Plasticover | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||||||||||
Rico Grand Concert Select | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 |
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для кларнета немецкой системы
Gonzales Deutscher Schnitt |
1.5 | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 | 4.75 | 5 | |||||
Vandoren White Master |
1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | |||||||||||
Steuer Solo White Master |
1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | |||||||||||
Steuer Blue Line S100 |
2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | ||||||||||||||
Rico Grand Concert Select |
2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 |
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для саксофона
Vandoren Traditional | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | |||||||||||
Vandoren Java |
1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||||||||||||
Vandoren V16 |
1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||||||||||
Vandoren ZZ | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | ||||||||||||||
Rico Orange Box |
1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | ||||||||||||||
Rico Royal |
1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||||||||||
Rico Select Jazz |
2S | 2M | 2H | 3S | 3M | 3H | 4S | 4M | 4H | |||||||||||
Rico La Voz |
S | MS | M | MH | H | |||||||||||||||
Rico Frederick L. Hemke |
1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||||||||||
Fibracell | Soft | Med. Soft | Medium | Med. Hard | Hard | |||||||||||||||
Glotin | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||||||||||||
Guardala | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | |||||||||||||
Guardala Brecker | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | |||||||||||||
Mitchell Lurie | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 5.5 | ||||||||||
Legere Alto | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 | ||||||||
Legere Alto/Tenor Studio |
1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | ||||||||||||
Legere Tenor | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 | ||||||||
Zonda | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | |||||||||||||
Oliveri | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | ||||||||||||
Alexander Superial | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||||||||||||||
Vintage Australia | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 |
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для саксофона, изготовленных из синтетических материалов (пластиков)
Hahn Reeds |
1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||||||
Fibracell |
MS | M | MH | H | |||||||||
Fibracell Premier |
1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 5.5 | ||||
Legere Alto Sax | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | ||||||||
Legere Tenor Sax | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||||||
Legere Studio Cut | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | ||||||||
Legere Clarinet | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||||||
Bari | S | M | H | ||||||||||
Rico | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | |||||||
Vandoren | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 |
Начинающие музыканты, в особенности дети и те, кто в силу природных особенностей не имеет «сильного» дыхания используют при игре трости наименьшей жесткости с номерами «1.5» и «2», боле опытные музыканты, как правило, с номерами – «2.5» и «3». Следует иметь ввиду, что в случае с тростями, изготавливаемыми из натуральных материалов, каждая трость имеет свои индивидуальные особенность и отличается от других даже в рамках одной «жесткости». Поэтому не следует ожидать того, что при замене этих элементов «из одной коробки» звук и усилия при игре будут на 100% одинаковыми.
Перепечатывание материалов только с указанием ссылки на www.beat.com.ua
Переглядів: 10005
Автор: Никитюк Юрий